Е.В. РОСКИДАЙЛО1, В.И. КОТЛОБОВСКИЙ2, Б.К. ДЖЕНАЛАЕВ2, А.Б. ТУСУПКАЛИЕВ2, К.Ж. САТЫБАЛДИЕВ1, М.В. ГЕРАСИМОВА1

МОДИФИКАЦИЯ ХИРУРГИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАХОВОЙ ГРЫЖИ У ДЕТЕЙ

1Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Казахстан

2АМЦ Детский стационар, отделение эндоскопической хирургии Актобе, Казахстан

Актуальность. Проблема паховой грыжи у детей имеет большое значение для практической медицины. Её актуальность объясняется высокой частотой заболевания, которая колеблется от 0,8 до 4,4%. Заболевание у мальчиков встречается в 10 раз чаще, чем у девочек. Возникновение врождённой косой паховой грыжи у детей связано с нарушением процесса облитерации вагинального отростка брюшины, которая в норме происходит обычно в сроки 36-40 недель гестации. Грыжесечение остаётся одной из самых частых операций у детей, уступая по частоте лишь аппендэктомии. Традиционная открытая высокая перевязка шейки грыжевого мешка долгое время являлась золотым стандартом в лечении паховой грыжи у детей, демонстрируя хорошие результаты. Вместе с тем, она не лишена недостатков. К ним относятся возможные осложнения, такие как: послеоперационная дистопия яичка (5%), гематома мошонки, повреждение элементов семенного канатика (1- 2%) и раневая инфекция. Кроме того, используя хирургический доступ при паховой грыже, хирург зачастую был вынужден выполнять повторную операцию по поводу грыжи на контралатеральной стороне. Известно, что в 10-40% случаев односторонняя грыжа сопровождается бессимптомной грыжей с противоположной стороны, которая проявляет себя лишь через время. Поскольку выполнить ревизию контралатеральной стороны из существовавшего доступа невозможно, то в большинстве стран мира протокол хирургического лечения паховой грыжи предусматривал ревизию контралатеральной стороны, которая выполнялась хирургическим доступом. Первые сообщения о чрескожной пункционной герниоррафии (PIRS) сделали Takeda H. и Patkovski D. в 2006 году. Авторы предложили под контролем телескопа малого диаметра, составлявшего 3 мм, ушивать кисетным швом внутреннее кольцо пахового канала, не входя в брюшную полость, предбрюшинно. При этом не требовалось никаких инструментов кроме иглы для спинномозговой анестезии по Туохи. В 2017 году мы модифицировали операцию, было прооперировано 55 детей. В послеоперационном периоде на месте послеоперационного прокола из-за жесткости шовного материала на месте узла, возвышался бугорок, в связи с чем родители были обеспокоены припухлостью на месте послеоперационного рубца. Вместо нити prolen 2/0 мы стали использовать шовный материал этибонд 2/0, так как он мультифиламентный и по структуре мягкий, в результате на месте узла подкожный дефект отсутствовал.

Цель работы: изучить наш опыт применения методики лапароскопической пункционной чрескожной герниоррафии у детей.

Результаты. Средняя длительность операции составила 12 (4) минут. Интраоперационных осложнений не было. Средняя длительность пребывания в стационаре составила 1,2 суток. Рецидивы отмечены в 5-ти случаях. Причем 3(3%) из них пришлись на первые 100 операций, в период освоения методики. Остальные 2(0,5%) - на последующие 402. В одном случае появилось осложнение, связанное с рецидивом паховой грыжи. Произошло длительное ущемление петли подвздошной кишки, что привело к некрозу ее стенки. Для устранения осложнения потребовалась лапаротомия с резекцией участка кишки. Наступило выздоровление. В модификации осложнений не было.

Заключение. Методика лапароскопической пункционной чрескожной герниоррафии у детей является эффективной, безопасной, надежной, малоинвазивной операцией. Она может применяться в качестве альтернативы лапароскопической и открытой герниопластики паховой грыжи у детей обоего пола и всех возрастных групп. Для более точной оценки метода необходимо проведение сравнительного рандомизированного исследования.