М.Т. БАШАБАЕВ, А.Ж. АДАЙХАНОВ, С.Р. ДЖАБЫКПАЕВ

ЛАПАРОСКОПИЧЕСКАЯ АНТИРЕФЛЮКСНАЯ ХИРУРГИЯ

Восточно-Казахстанская областная больница, Усть-Каменогорск, Казахстан

Цель исследования. Анализ результатов лечения больных лапароскопическими операциями при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни.

Лапароскопическая фундопликация лишена недостатков, свойственных традиционному, открытому подходу. Она не требует проведения больших разрезов, поэтому в постоперационном периоде в значительной мере снижается риск развития инфекционных осложнений и менее выражен болевой синдром, что намного облегчает течение реабилитационного периода. К тому же сам процесс восстановления идет заметно быстрее, и человек в более короткие сроки уже может вернуться к привычному для него образу жизни.

Отбор кандидатов на лапароскопические антирефлюксные операции во избежание постоперационных неудач осуществляется после тщательного обследования с учетом целого ряда параметров, включая наличие/ отсутствие сопутствующей патологии, массу тела, возраст и т.п., что практически всегда позволяет избежать возникновения технических проблем в виде слабой мобилизации пищевода, неадекватного сшивания ножек диафрагмы в условиях грыжи пищеводного отверстия или создания манжетки с натяжением после неудавшейся попытки пересечения коротких кровеносных желудочных сосудов. Если же ситуация такого рода все же развилась, больным выполняют заключающееся в полной диссекции и последующей ревизии первичной манжетки повторное хирургическое вмешательство, которое опытный специалист может успешно провести лапароскопическим доступом.

В исследованиях, посвященных лапароскопической хирургии диафрагмальных грыж, в основном, рассматриваются вопросы лечения скользящей грыжи пищеводного отверстия диафрагмы.

Мы располагаем опытом хирургического лечения 147-ми пациентов с диафрагмальными грыжами. У 146-ти больных была скользящая грыжа пищеводного отверстия диафрагмы 2-3 ст., осложненная эрозивным

рефлюкс-эзофагитом, резистентным к консервативной терапии, из них в 1 наблюдениях - пептической стриктурой пищевода. У 1-го пациента имелась посттравматическая левосторонняя грыжа диафрагмы. У 146- ти больных выполнены лапароскопические и у 1-го - традиционные операции.

С помощью лапароскопической или традиционной хирургической техники пациентам была проведена фундопликация по Nissen (141 пациентов) или Touper (6 больных) в сочетании с задней крурорафией. У 1-го больного с пептической стриктурой пищевода до лапароскопической операции производилось эндоскопическое бужирование пищевода. В 15-ти наблюдениях лапарос

Повреждение медиастинальной плевры и подкожная эмфизема отмечены у 1-м случае. В раннем послеоперационном периоде у 2-х больных развилась дисфагия (вследствие гиперфункции манжетки), которую удалось купировать баллонными дилатациями. В 1-ом случае кровотечение из прокола. Отдаленные результаты лечения изучены в сроки от 1-го года до 3-х лет после операции. Хорошие результаты констатированы у 125-ти больных.

Мы полагаем, что необходимо четко определять показания и выбирать больных для хирургического лечения диафрагмальных грыж.

Выводы:

  1.  при проведении операции лапароскопическим методом целесообразно соблюдать принципы, выработанные в традиционной хирургии;
  2. лапароскопическиеантирефлюксныеоперации-высокоэффективныемалотравматичныевмешательства, которые у большинства больных с грыжей пищеводного отверстия диафрагмы и гастроэзофагеальной рефлексной болезнью дают хорошие результаты лечения;
  3. отбор кандидатов на лапароскопические антирефлюксные операции во избежание постоперационных неудач осуществляется после тщательного обследования с учетом целого ряда параметров, включая наличие/ отсутствие сопутствующей патологии, массу тела, возраст и т.п.