Е.Б. АБДРАШЕВ, Н.М. АБДИЕВ, Ш.С. ИЗМАГАМБЕТОВА, А.С. ИСБАМБЕТОВ

КОМБИНИРОВАННОЕ ЭНДОСКОПИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДУОДЕНАЛЬНОЙ НЕПРОХОДИМОСТИ И МЕХАНИЧЕСКОЙ ЖЕЛТУХИ

Национальный научный центр хирургии имени А.Н. Сызганова, Алматы, Казахстан

Цель. Изучение метода внутрипросветного стентирования в качестве паллиативного и окончательного способа лечения для восстановления проходимости при стенозах гепатопанкреатобилиарной зоны опухолевого генеза. Улучшение качества оставшейся жизни онкологическим пациентам при неоперабельных случаях, отказе от хирургического лечения или тяжелой сопутствующей патологии.

Материалы и методы. В период с 2015 по 2018 гг. в отделении эндоскопии Национального научного центра хирургии им. А. Н. Сызганова проведено 16 комбинированных стентирований больных с опухолевым поражением органов ГПДЗ. Пациенты – 11 (69%) женщин в возрасте от 60 до 77 лет и 5 (31%) мужчин от 57 до 74 лет. По нозологии пациенты распределены следующим образом: образование головки поджелудочной железы – 10 пациентов (58,8 %), опухоль большого дуоденального сосочка – 4 (25 %) пациента и рак желчного пузыря у 2 (16,2%) пациентов. У 9 (56,3 %) пациентов с распространённым опухолевым процессом имелись сочетанные признаки механической желтухи и дуоденальной непроходимости. У 5 (31,3 %) пациентов первым клиническим синдромом была механическая желтуха. Симптомы дуоденальной непроходимости возникли в период от 3 до 6 месяцев после эндобилиарного стентирования. У 2-х (12,4 %) пациентов на первом плане были симптомы дуоденальной стеноза. В течение следующих 2 месяцев у этих пациентов развилась механическая желтуха. Диагностические мероприятия включали в себя следующие инструментальные исследования: УЗИ ГПБЗ, ЭГДС, рентгеноскопия с барием, КТ брюшной полости с контрастированием и МРТ брюшной полости в режиме М-РХПГ. Всем пациентам с дуоденальной непроходимостью установлены металлические саморасширяющиеся стенты.

9-ти (56,3%) пациентам выполнено одновременное комбинированное эндоскопическое разрешение

обструкции ДПК и холедоха. Первым этапом устанавливался пилородуоденальный стент. После достаточного раскрытия стента производилось эндобилиарное стентирование сквозь ячейки стента по типу «конец в бок». В 5-ти (31,3%) случаях при первом поступлении в стационар с обструктивной желтухой не было признаков стеноза двенадцатиперстной кишки и им было выполнено лишь транспапиллярное билиарное стентирование. Симптомы дуоденальной непроходимости развились у этих пациентов через 3-6 месяцев: четверым (25%) пациентам был установлен дополнительно пилородуоденальный стент, одному пациенту (6,3%) произведена смена пластикового билиарного стента на СРМС с одновременной имплантацией пилородуоденального стента. Двум пациентам с превалирующей симптоматикой дуоденального стеноза после установки пилородуоденального стента не представлялась возможность выполнить ретроградное эндобилиарное стентирование. В связи с чем первому (6,3%) пациенту выполнено эндобилиарное стентирование методом

рандеву и второй (6,3%) пациентке произведено антеградное стентирование.

Результаты: Имплантация СРМС была успешной во всех случаях, явления механической желтухи были купированы, энтеральное питание восстановлено. Осложнения не отмечены. В ближайшем периоде (до 6 месяцев) рецидива механической желтухи и дуоденальной обструкции не отмечалось.

Заключение: Суммируя вышеизложенное, мы считаем, что использование саморасширяющихся нитило- новых стентов при злокачественных опухолях гепатопанкреатодуоденальной области, осложнённых билиарной и дуоденальной обструкцией, позволяет эффективно восстановить желчеотток и дуоденальную проходимость. Данный лечебный подход рекомендуется в качестве окончательного паллиативного лечения у тяжёлой категории пациентов.