Цель: оценить эффективность эндовидеохирургических методов лечения кист селезенки.
Актуальность. Непаразитарные и паразитарные кисты селезенки ввиду редкой встречаемости в детском возрасте остаются актуальной проблемой, для решения которой порой требуется органоудаляющая операция. С широким внедрением эндовидеохирургических вмешательств расширяются возможности лечения детей с данной патологией вплоть до сохранения органа.
Материалы и методы: в период существования клиники с 2012 по 2017гг. на базе ГКП на ПХВ Алматинской региональной детской клинической больницы, лечение получили 19 детей с кистами селезенки различной этиологии, в возрасте от 6лет до 14 лет. Мальчиков было 8, девочек -11.
Из указанного количества детей двое поступили в экстренном, остальные в плановом порядке.
У детей, прибывших в экстренном порядке, кистозное образование селезенки было операционной находкой, так как эти дети поступили с клиникой внутреннего кровотечения и фактом травмы в анамнезе. Первым этапом лечения служила диагностическая лапароскопия, при которой были обнаружены осложненные разрывом паразитарные кисты селезенки в обоих случаях, сочетающиеся с кистами сальника и печени. Наличие продолжающегося кровотечения из селезенки, не купирующегося консервативными мероприятиями, выставлено показание для радикальной операции. В обоих случаях произведена конверсия на верхнесрединную лапаротомию, проведено удаление селезенки, удаление свободно лежащей хитиновой оболочки, удаление кист сальника, полная ревизия органов брюшной полости, санация брюшной полости. От удаления кист печени решено было воздержаться, последние удалены позже.
Дети, поступившие в плановом порядке, были обследованы амбулаторно, при этом кистозное образование было выявлено при проведении ультразвукового исследования органов брюшной полости у де- тей с абдоминальным синдромом, диспепсическими явлениями. Далее всем была проведена компьютерная томография органов брюшной полости и забрюшинного пространства. Показанием для госпитализации на оперативное лечение были дети с кистами размером более 40 мм. Максимальный размер кисты был диаметром около 90мм. В данной группе пациентов во всех случаях удалось произвести органосохраняющие операции с применением лапароскопии. При проведении лапароскопии во всех случаях соблюдались все мероприятия, направленные на предупреждение обсеменения, учитывая эндемичный район по эхинококкозу. Также стоит сказать, что из 7-ми случаев паразитарного генеза кист селезенки, ИФА на Echinococcus granulosis было положительно только вчетырехслучаях. При выполнении лапароскопии использовали три пятимиллиметровых троакара: в околопупочной области, в эпигастрии и левой боковой области. Производилась пункция кисты, и в полость вводился раствор этилового спирта 70% с экспозицией 3 минуты. Далее стенка кисты вскрывалась, при наличии хитиновая оболочка удалялась при помощи контейнера. Остаточная полость обрабатывалась по методике, принятой в клинике, капитонаж не проводился, было произведено максимальное иссечение свободной части фиброзной капсулы.
У 9-ти детей обнаружены непаразитарные кисты селезенки, во всех случаях оперативное лечение произведено с применением эндовидеохирургической техники. После пункции, санации содержимого производилась фенестрация кисты с иссечением свободной стенки крыши, максимальная толщина паренхимы, пересекаемая при этом, не превышала 5мм, оставшаяся поверхность обрабатывалась биполярной коагуляцией. Определенные трудности были при локализации кисты в верхнем полюсе селезенки, но, учитывая хорошую подвижность селезенки, достаточно легко устранялись изменением положения операционного стола. При проведении гистологического исследования в 8-ми случаях отмечается наличие ложных кист, в 2-х случаях - наличие эпителиальной выстилки.
В катамнезе сроком от 1-го года до 5-ти лет рецидива кист селезенки не отмечалось.
Выводы: Таким образом, применение эндовидеохирургии в лечении кист селезенки позволяет практически во всех случаях произвести радикальное лечение заболевания.